ДНЕВНИК БИЕННАЛЕ: гендерный маршрут-3. Вагина как оружие, зеркало как зеркало, мужчины как эльфы











Обзор событий 2 Московской биеннале современного искусства

Гендерное созвездие биеннале с ее ярчайшими звездами – ВАЛИ ЭКСПОРТ и Пипилотти Рист останется неполным без выставок "Katoptron (Направление взгляда зеркала).", и "Liberation! – женщины и Абу-Грейб", где тема решается несколько в лоб и хаотично. А еще в параллельной программе Мария Шубина показывает свой стихийный гендерный поиск, заводящий ее в лес – так принято в украинском феминизме.

Проект "Liberation! – женщины и Абу-Грейб" голландца Би Флауэрса (куратор Светлана Гусарова) разместился в Музее декоративно-прикладного искусства. Этот проект инспирирован событиями 2004 года в иракской тюрьме Абу-Грейб, где американские девушки-солдаты подвергали сексуальным пыткам иракских заключенных-мужчин.

Би Флауерс. Проект

"Liberation!" существует в сложившемся контексте. В арт-мире эхом политического скандала с Абу-Грейб стал скандал с работами колумбийца Фернандо Ботеро, одного из самых узнаваемых и жизнеутверждающих художников современности, чьи произведения находятся в коллекциях 46 музеев мира. Его выставка из 38 картин, написанных в обычной для него манере, и почти полусотни рисунков прошла в нескольких европейских музеях, однако от нее отказывались все музеи США, пока ее не взяла под свое крыло Marlborough Gallery в Нью-Йорке, а теперь и библиотека Калифорнийского университета в Беркли. До него к теме обращались некоторые американские художники (например, Клинтон Фейн в инсталляции, Ричард Сер в скульпторе). Сообщалось также о выставке двадцати иранских художников "Абу-Гулаг – райский сад свободы", устроенной багдадской галереей Dialogue.

Проект "Liberation!" – это серия крупноформатных компьютерных коллажей и десять картин, изображающих женщин – солдат американской армии в боевом облачении. Больше всего они напоминают фреймы компьютерных игр. Центральный персонаж Би Флауэрса – девушка-воин по имени Линдибот (т.е. робот Линди) намекает на рядовую армии США Линди Ингланд, которая позирует на эротических садистских фотографиях с зеками Абу-Грейб. Линди и ее друзья просто развлекались, ничего личного, пытки – это прикольно. Армейская разведка США закрывала на это глаза, стремясь деморализовать заключенных перед началом допросов. 22-летней Линди предъявили 9 обвинений, они тянули на 16 лет тюрьмы.

Би Флауерс. Проект

Европейский интеллектуал Би Флауерс, хорошо знающий Ближний Восток и сейчас живущий в Москве, в своем проекте исследует событие Абу-Грейб как культурный конфликт между западным и мусульманским миром в области иерархии полов. Художник воспринимает сексуальное унижение исламских мужчин условно говоря протестантскими женщинами как ключевую точку культурной войны в зоне гендерных стереотипов и половой иерархии, напоминающей минное поле. Би Флауэрс переводит политическую проблему в область персонального этического и философского выбора.

Би Флауерс. Проект

Поводом для обобщений по половому признаку послужило и то, что единственным боссом, наказанным за Абу-Грейб, оказалась Джанис Карпински, которую Дж. Буш разжаловал из бригадных генералов в полковники. (В штатах понизить генерала в должности может только сам президент).

Художник оснащает девушек-солдат пристегивающимися женскими половыми признаками. Это и есть новое американское оружие, способное победить мусульманский мир. Есть очевидное западное прочтение: голая женщина-воин – это ментальная мина для традиционной исламской культуры. Прочтение в духе тех теоретиков борьбы с терроризмом, что предлагают хоронить шахидов в свиной шкуре, чтобы воина с его вип-флаером не пустили в исламский рай. По поводу подобного иезуитства один восточный авторитет сочувственно усмехнулся: "Они ничего не понимают в исламе". В своем убеждении, что растоптав чуждую культуру можно выиграть войну, рациональный догматизм западного человека не отличается от любого другого догматизма, в том числе и исламского (достаточно вспомнить взорванных Будд в Афганистане). Да, вагина деморализует догматиков, но не исламских, а западных.

Би Флауерс. Проект

Есть еще ряд прочтений, менее идиотских. Феминистская проблематика, истаявшая вместе с героической эпохой борьбы за освобождение женщин, сменилась более широким взглядом на мир, где женское получает если не власть, то гегемонию, институциализируется. Что такое гегемония женского в мужской культуре? Ограничивается ли она только областью вкуса? Би Флауэрс говорит, что "цивилизованность" империалистической войны ничем не отличается от примитивной дикости авторитарных исламских режимов. Что империализм использует женское как алиби политкорректности, его герои надевают на себя женское как боевой камуфляж.

Коллажи Би Флауэрса вмещают в себя в разных видах все изводы гендерной мысли. Он размещает их довольно изобретательно, как знаки для посвященных. (Например, если в интерьере обнаженная женщина, то рядом манекен, а на стене картинка со словами "Nature" и "Culture" – одна из содержательных оппозиций в гендерной мысли 80-х). Его увлекательная игра с гендерными идеями может читаться как иллюстрации к университетскому спецкурсу – тут и делезовская множественность пола, и животное как машина, и еще много чего. Подобное обращение с концептами превращает проект в род компьютерной игры, и это впечатление усиливает склонность художника к стилистике квеста. Гендерный проект Би Флауерса насыщен философскими угрозами и дискуссионными интенциями, много неявного цитирования (например, световая инсталляция Дженни Холцер "Ты жертва тех правил, по которым живешь").

Би Флауерс. Проект

От его желания сказать все сразу остается послевкусие невнятного молодежного протеста.

Самое главное высказывание не слишком хитро – репрессированное и слабое, получая власть, автоматически становится агрессивным, поскольку остается частью одной глобальной системы насилия.

В "Liberation!" чувствуется борьба самого феминизма с конструкциями прошлой эпохи, что-то вроде внутрипартийной разборки. Феминизм – это ведь не только вытеснение латентного сексизма для умных самцов (как легко объясняют постлакановские феминистки), но место действительно содержательной критики современного общества, разнообразных политик, капитала и власти.

Би Флауерс. Проект

Об акцентировано женском проекте названием "Katoptron (Направление взгляда зеркала) " можно сказать, что это мозаика, не складывающаяся в цельный рисунок. О чем куратор Наталья Каменецкая и предупреждает (но тогда проблематизируется сама фигура куратора). Этот специальный проект биеннале посвящен женским аспектам зеркала и женской идентичности, то есть чему угодно. В выставке собраны работы всех заметных художниц, работающих с гендерной темой (Анна Альчук, Ирина Вальдрон, Елена Ковылина, Айдан Салахова, Наталия Турнова Ирина Нахова и еще два десятка имен).

Лариса Звездочетова.

Лариса Звездочетова. "Три матрешки", 2006
Зеркало – исчерпанная тема сама по себе, плоская и опустошенная исторической вытоптанностью всех присущих отражению метафор и смыслов. Но не пропадать же блистательному названию. Возможно, в силу изначальной неглубины темы, точнее и эффектнее получилась бы камерная выставка с меньшим числом участников и более осмысленным и концептуальным отношением к зеркалу, Katoptron – выставка, где отдельные работы сильнее и глубже общей экспозиции, вполне, впрочем, зрелищной и интересной.

Боряна Росса (Драгоева) [Boryana Rossa (Dragoeva) ],

Боряна Росса (Драгоева). "SZ ZS или Алиса здесь больше не живет", перформанс, Болгария
Центральная часть – эффектная зеркальная инсталляция Екатерины Сысоевой "Бесконечный взгляд друг на друга" – изобретение скорее дизайнерское, чем принадлежащее арту. Не так уж много зеркальных вещей остаются в статусе художественного произведения и не сползают в разряд кунштюков; концептуальный шедевр "Прибор для наблюдения и пустоты и бесконечности" Ивана Чуйкова – последнее, что приходит на память. Екатерина Сысоева нашла простой и нетривиальный ход – зритель видит бесконечную галерею мужских и женских лиц, смотрящих друг на друга. Больше всего зрителей собирала завораживающая видеоинсталляция Ирины Наховой "Разговор", где волны смывали написанные на песке фразы.

Лакан и прочие безмолвные инстанции, обычно употребляемые для легитимации арт-проектов, могли бы спать спокойно – все понятно и без них, просто масса работ оказалась сильнее объединившего их смысла.

Открывшийся в рамках параллельной программы проект киевской художницы Маши Шубиной в галерее "Файн Арт" нарциссичнее любого феминного взгляда в Katoptron. Мужское подсознательное ужасает, в своей чудовищности оно становится источником всяких мировых неприятностей и большого искусства. Маша Шубина обнаруживает в собственном подсознательном не мрак, но влажные сумерки. Это сумерки высокого леса, полного тайн. Маша рисует свои сны и себя спящую. Во сне она оказывается в лесу (как Леся Украинка, напоминает Маша. Напоминает так, что сразу подозреваешь лесбийскую традицию в изображении украинского леса). Девичий сон как прогулка по лесу, где живут эльфы – маленькие шаловливые мужчины. Это все от избытка витальности, – талантливое и яркое украинское искусство не вмещается в границах непосредственного живописания, к которому изначально тяготеет, расплескивается через собственные края и оказывается на территории сушеных европейских смыслов. И мировых сайтах знакомств, разумеется.

Маша Шубина



2.04.2007













Источник: http://azbuka.gif.ru


Posted on November 11, 2009


Исследование роли феминизма в России

Определить, что такое феминизм, учитывая многообразие и непрерывное развитие этого явления, достаточно сложно. Не менее сложно определить, какие стороны феминизма могут быть соотнесены с российским контекстом.


Posted on March 1, 2013

Слоны

Слоны (лат. Elephantidae) — огромные, сильные, умные и общительные млекопитающие . На протяжении многих веков, человечество было поражено их размерами – самцы африканского вида могут достигать 7500 килограммов.


Posted on October 16, 2012

ОХОТА И ФЕМИНИЗМ

windows-1251 ОХОТА И ФЕМИНИЗМ - Сергей Дацюк ОХОТА И ФЕМИНИЗМ     Я шел к женщине - я брал плеть... Я брал сеть, капкан и аркан.     Я мужчина, и я - не воин. Я не люблю войну, я не люблю убивать.


Posted on April 20, 2015