Феминизм и его направления





Феминизм и его направления

Феминизм - термин образован от латинского слова femina - женщина. Впервые он использован Элис Росси в 1895 г. В настоящее время существует много определений феминизма. Нередко феминизм понимается как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Чаще всего его трактуют шире - как разного рода действия в защиту прав женщин, основанные на представлениях о правовом равенстве полов (в этом случае термин может употребляться как синоним женского движения). Феминизм возник из признания того, что есть нечто несправедливое в общественной оценке женщины. Он пытается проанализировать основания и уровни подавления женщин и достичь их освобождения. Последнее понимается далеко не однозначно.

вторая волна феминизма - борьба за фактическое равенство женщин с мужчинами. В середине и конце 70-х гг. на Западе, особенно в США, движение приобрело довольно массовый характер, проявилось в многочисленных акциях, в создании ряда организаций и множества небольших групп неформального характера без лидера и теоретической стратегии в ее традиционном понимании. В течение 80-х гг. влияние феминизма несколько падает, исследователи связывают это с утверждением в западных странах неоконсервативной ориентации, а также с острой самокритикой, появившейся внутри самого феминизма. Если до середины 80-х гг. его теоретиками рассматривался в основном опыт белой женщины из среднего класса Западной Европы и Северной Америки, то впоследствии была признана необходимость изучения и учета требований других групп с их специфическими интересами. Это сказалось на состоянии не только практики, но и теории движения, которая все более отказывается от категорий и методов, связанных с ориентацией на внеисторические факторы. Третья волна феминизма начала зарождаться в 1980-е - 1990-е годы и совпала по времени с развитием собственно гендерного подхода. Этот подход связан с признанием "множественности" и женских, и мужских миров, с акцентом на "различиях", и с вниманием к конструированию разными обществами своих вариаций "женственности" и "мужественности" - причем в сочетании и переплетении с каждодневным конструированием "класса", "расы", "этноса" и других ранее считавшихся раз и навсегда данными, природно или экономически обусловленными свойствами каждого человека. Теперь же они все понимаются как "текучие", "ежедневно заново создаваемые" в процессе взаимодействия людей друг с другом.

В феминизме рассматривается не опыт пола, а опыт рода (англ. - gender) - не биолого-анатомические, а культурно-психологические характеристики, поскольку практически проявления пола и биологическая сексуальность существуют только как продукт "очеловеченных взаимодействий". Приписывать родовые представления, присущие данной культуре, самой "природе человека", его половым характеристикам, согласно феминизму - значит некритически принимать ряд скрытых посылок, восходящих к патриархатному (см. Патриархат) типу культуры. Сюда можно отнести определенные типы разделения труда, иерархические принципы подчинения, абстактно-технологическое понимание науки, философии, прогресса и т. д. Эти установки имеют, согласно феминизму, культурно-историческую природу и несводимы ни к собственно экономическим, ни к правовым причинам. С учетом этих посылок, отношения между полами понимаются в феминизме как один из типов проявления властных отношений, поскольку под видом "объективности" воспроизводится ситуация, когда одна часть человеческого рода, имея свои собственные интересы, одновременно репрезентирует (представляет) и интересы другой его части. Это соответствует специфическому пониманию "объективности", складывающемуся через научные представления, несущие на себе печать "маскулинистской ориентации". В культурах такого типа, по мнению теоретиков феминизма, женщина представлена лишь как "Другой". Представители феминизма считают, что схемы рационального контроля, который общество применяет к мужчинам и женщинам, по сути дела различаются, при этом тип женской духовности остается, в принципе, невостребованным. Поэтому цель феминизма - выведение женской духовности из "сферы молчания". Признается принципиальная недостаточность традиционного теоретического анализа и необходимость политических действий. Однако, в отличие от обычного (с точки зрения принуждения) понимания политической сферы, феминизм трактует ее предельно широко - как "общественные дела вообще". Такое переопределение политики в ненасильственном ключе выражается в лозунге "Личное - это политическое". В этом лозунге феминизм соединяет историко-критический анализ прав личности с идеологией, выступая как "призыв к действию", к изменению культуры и духовному обновлению во всех сферах жизни общества.

Существует множество направлений феминизма, среди которых есть как сравнительно малоизвестные (такие, как анархо-феминизм, консервативный феминизм, гуманистический феминизм, так и значительно более широко обсуждаемые его разновидности (буржуазный феминизм, радикальный феминизм, либеральный феминизм, "черный" феминизм и др.).

Само это деление можно считать проблематичным, поскольку оно предполагает, что такое нетрадиционное воззрение, как феминизм (с его альтернативными способами теоретизирования и практики), оценивается с традиционных позиций (например, буржуазный, или марксистский феминизм и т. д.), однако это деление на направления в настоящее время все еще принимается, несмотря на то, что оно, к тому же, нередко производится по разным основаниям. Кроме того, термин феминизм входит в название новых направлений, вводящих проблематику пола/гендера в определенные отрасли знаний - экофеминизм, киберфеминизм.Консервативный феминизм критикует феминисток, которые "принимают мужские модели достижения успеха в карьере и общественной деятельности в качестве женских целей, отрицая женскую потребность в близости, семье и детях". Консервативный феминизм опасается, что "равенство приведет к смерти семьи". Он также часто отвергает лозунг "личное - это политическое".

Гуманистический феминизм - термин, используемый Айрис Янг (Iris Young) для обозначения того типа феминизма, который определяет женское подавления как ограничение и искажение женского человеческого потенциала - посредством утверждения такого типа общества, которое обеспечивает только саморазвитие мужчин. Этот тип феминизма был доминирующим вплоть до недавнего времени, он выступает за равенство между полами, которое позволило бы обществу подходить к мужчинам и женщинам с едиными стандартами. Гуманистический феминизм отрицает особую фемининность и рассматривает гендерные различия как случайные для человечества.

Радикальный феминизм - направление феминизма, анализирующее и разоблачающее универсализм мужской власти и первичность угнетенного положения женщин вне зависимости от расы, нации, возраста и т. д. Это наиболее яркое направление феминизма, отмежевавшееся и от левого движения, и от культурного и либерального феминизма (с которыми это направление было изначально связано). Оно не имеет единого теоретического обоснования, представляя разнообразный и противоречивый конгломерат феминистских теорий. Ключевым понятием является патриархат; с его помощью анализируются все сферы человеческой деятельности: экономическая, политическая, личная, интимная и др. Радикальные феминистки утверждают, что механизм воспроизводства гендерных различий пронизывает все сферы жизни и влияет на поведение и социальное взаимодействие, являясь первичным механизмом подавления. В рамках радикального феминизма анализируются социальные институты и практики, через которые осуществляется мужской контроль и доминирование. Особое внимание в рамках данного направления уделяется социальным практикам, связанными с сексуальностью, так как указывается, что контроль над женской сексуальностью является самым важным способом контроля и механизмом манипуляции. В фокусе исследований радикальных феминисток такие социальные институты и практики как брак, материнство, аборты, контрацептивные практики, насилие в отношении женщин, гетеросексуальность как единственно возможное проявление сексуальности и т. д.

Радикальные феминистки указывают на необходимость создания организации независимых женских (исключительно) движений, указывая, что все мужчины заинтересованы в подавлении женщин и активно участвуют в воспроизводстве данного механизма подавления и контроля. В. Брайсон указывает, что "радикальный феминизм - это теория по сути женская, для женщин и разработана женщинами…, что женщины как группа имеют интересы, объединяющие их в сестринство, которое выше разделения по классу или расе…" (Брайсон, С. 9). Радикальный феминизм оказал большое влияние на развитие современной феминистской мысли и современные политические практики: "Его влияние на переосмысление гендерных ролей затронуло многие сферы, от сексуальной - до политической. Не без его влияния основное направление в политическом истеблишменте сделало шаг в строну от либерализма в смысле равенства и сходства (гендерно-нейтральный подход) к равенству различий (гендерно-чувствительный подход) (Темкина. С. 688).

Либеральный феминизм - наиболее раннее по времени возникновения и становления направление феминизма, является на сегодня наиболее мощным и признанным направлением как теоретического феминизма, так и практического феминистского движения. Либеральный феминизм основывается на либерально-демократических принципах равенства, свободы, представительной демократии; его целью является достижение равенства и справедливости по отношению к женщинам в повседневной практике социального взаимодействия. Либеральный феминизм исторически связан с движением и идеологией суфражизма, целью которого являлось достижение абсолютного юридического и политического равенства женщин с мужчинами. Поэтому в рамках данного направления феминизма основным средством преодоления социального неравенства мужчин и женщин считаются реформы законодательства, отменяющие и предотвращающие дискриминационные практики в отношении женщин.

С развитием концепций эгалитарного либерализма, отстаивающих идеи политического протекционизма и социальной поддержки (welfare) дискриминируемых в обществе социальных групп, развивается эгалитарный феминистский либерализм, отстаивающий идеи протекционистской политики в отношении женщин. Таким образом, либеральный феминизм прошел путь от концепций и идей гендерно-нейтрального законодательства и политики до концепций гендерно-чувствительной политики (см. Гендерный анализ) и протекционистского законодательства, позволяющих женщинам с разным социальным опытом и социальным капиталом (разведенным, беременным, с маленькими детьми и/или одиноким матерям, цветным, и т. д.) получить реальные жизненные шансы. Либерально-феминистские концепции гендерно-чувствительной политики и протекционистского законодательства широко критикуются сторонниками классического либерализма, так как идеи позитивной дискриминации (см. Равенство полов) противоречат идеям равенства и индивидуальной свободы. Сегодня либеральный феминизм является наиболее интегрированным направлением феминизма в современную политическую и социальную практику, так как, отказываясь от утопических и радикальных политических и социальных проектов, сторонники либерального феминизма предлагают идеологию и стратегию легальных действий, поддерживающих реальных женщин.

Основными методами либерального феминизма являются разработка законов и лоббирование интересов женщин как дискриминируемой и маргинализуемой социальной группы, создание коалиций, групп поддержки, работа с конкретными проблемами (создание кризисных центров, центров поддержки, приютов, и т. д.).

"Черный" феминизм основывается на идее о том, что феминизм, который игнорирует расизм, бессмыслен. Хотя феминизм в целом пытается говорить от имени всех женщин, но его часто обвиняют в том, что он является движением белых женщин среднего класса. С точки зрения черных женщин, белые феминистки борются против сексизма, но не противодействуют расизму и классовым противоречиям. Черные феминистки существуют столько же, сколько и белые. В Америке Освободительное движение женщин родилось из Движения за гражданские права и Движения за освобождение чернокожих. Но существуют так называемые цветные женщины, которые, не будучи афроамериканками, чувствуют, что отличаются от белых феминисток. В связи с этим иногда используется иной термин - вуменизм, другие же предлагают переопределить термин феминизм так, чтобы он предполагал женщин всех рас и классов.

Буржуазный феминизм, оказавший немалое влияние на женское движение, рассматривает борьбу за равноправие женщин как борьбу против мужчин, как "битву полов". Идеологи буржуазного феминизма признают, что идеи превосходства мужчин проявляются во всех сферах общественной жизни, но они обвиняют в этом лишь мужчин. Таким образом, они придают борьбе за равноправие женщин односторонний, феминистский характер. Они не хотят видеть того, что и мужчины заинтересованы в том, чтобы покончить с практикой превосходства мужчин и угнетения женщин. Это правильно отмечает Ферн Уинстон: "Идеология превосходства мужчин продолжает тормозить рост сознательности и женщин и мужчин. Веками на женщину смотрели как на собственность, как на объект удовлетворения сексуальной потребности, как на физически и эмоционально слабое существо. Это мешало мужчинам найти свои собственные интересы в борьбе женщин за равноправие и создавало такое представление, что эта борьба нужна только женщинам, а не является составной частью борьбы за равноправие всех рабочих"

Социалистический феминизм — направление феминизма, направленное как на публичные, так и на частные стороны жизни женщин, и утверждающее, что неравенство может быть преодолено только путём принятия мер против культурных и экономических источников угнетения женщин. Социалистический феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как подвергающихся угнетению в связи с их неравным положением на рабочем месте и в быту. Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются сторонниками этого течения как способы эксплуатации женщин патриархальной системой. Социалистический феминизм сосредотачивает своё внимание на широких изменениях, затрагивающих общество в целом. Сторонники социалистического феминизма видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы.

Социалистические феминистки отвергают основные претензии радикального феминизма, согласно которым патриархат является единственным или основным источником угнетения женщин.

Некоторые социалистические феминисты считают наивной точку зрения, согласно которой гендерное угнетение является подчинённым по отношению к классовому угнетению, поэтому значительная часть усилий сторонников социалистического феминизма направлена на отделение гендерных феноменов от классовых феноменов.

Марксистский феминизм — радикальное направление феминизма и социалистического феминизма, видящее единственным способом освобождения женщин революционное уничтожение капитализма. Частная собственность, давшая начало экономическому неравенству, зависимости и в конечном счете нездоровым социальным отношениям между мужчинами и женщинами, является корнем женского притеснения в текущем социальном контексте. Устранение капитализма уничтожит причины, побуждающие дискриминацию по полу, расизм, гомофобию и другие формы притеснения.

Экофеминизм — общественное движение и философия, соединяющие цели феминизма и экологии. Экофеминизм проводит параллель между эксплуатацией природы и женщины в патриархатном западном обществе, подчеркивая их философское единство. Основная цель движения состоит в том, чтобы привести мир в первоначальную гармонию путем пресечения дискриминации женщин.

Киберфеминизм - направление в современной литературной и философской мысли в рамках феминистского дискурса, которое обратилось к изучению и популяризации основных принципов киберкультуры, сложившейся в 1980-е годы на Западе на волне интереса к феномену высоких технологий, прежде всего кибернетики, биомедицины и технологий виртуальной реальности.

Основополагающим текстом данного направления является "Манифест для киборгов" Доны Харавэй (D. Haraway), представляющий собой главу из ее работы "Обезьяны, киборги и женщины" (1991). В образе киборга Харавэй выразила идею радикально новой гендерной политики, свободной от искушений сексизма. Своеобразием манифеста является его глубокая (само)ирония: киборги приходят в мир, чтобы отменить половые различия, репродуктивные практики и саму социальность. В предельно заостренной форме манифест ставит вопрос и о судьбе самого феминизма, показанного как паноптикум разнообразных программ, значительная часть которых устарела в условиях позднего индустриального общества.

Современные киберфеминистские тексты нередко представляют своеобразную лабораторию, где прорабатываются вопросы, касающиеся принудительных форм медицинского вмешательства в женское тело и клонирования, построения виртуальных семей в сетях Интернет и электронного надомничества, технически оснащенной эротики и киберсекса (Fuchs; Springer; Lim). Привлекательность киберфеминизма как литературного жанра позволяет его авторам посредством неожиданно найденной формы обсуждать и вполне традиционные феминистские темы равенства полов, социальной справедливости, свободы от насилия и пр. В России распространение киберфеминизма связано, главным образом, с издающимся в Санкт-Петербурге журналом "Киберфемин клуб".



Литература:

Клименкова Т. А. Феминизм // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В. С., Филатов В. П. М.: Политиздат, 1991. 414 с.
Millet K. Sexual Politics. N.Y., 1970.
Eisenstein H. Contemporary feminist Thought. L., 1985.
Feminism and Political Theory. L., 1986.
Feminism and Methodology. Bloomington, 1987.
Feminism as Critique. Essay on the Politics of Gender in Latecapitalist Society. Cambridge, 1987.
Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York, Oxford, 1986.






Источник:
http://fem-proofs.livejournal.com


Posted on March 5, 2016


Хирургическая коррекция наружных гениталий при врожденной дисфункции коры надпочечников

ID: 2012-02-1276-A-1502 Оригинальная статья (свободная структура) Фадеева О.Е., Жарков Д.А., Райгородская Н.Ю. ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, кафедра хирургии детского возраста им.


Posted on July 21, 2014

Маразмы феминизма

Цитата сообщения raddis Что то очень знакомое .. Не мужчина и не женщина .. «Господин профессорша» — отныне так будут именоваться все профессора мужского пола старейшего университета Германии, в Лейпциге .


Posted on February 16, 2013