Феминизм и глобализация: кто кого?





Женский взгляд на миграционную политику, быт мигрантов и культурно-коммуникационные проблемы разных стран. Собравшись в Оттаве, феминистки рассмотрели мир женщин во всей его географической полноте. Оказалось, что шарик, хоть и большой, местами очень разный, проблемы женщин одинаковы в самых отдалённых его уголках.

Всемирный феминистский конгресс «Женские миры — 2011» проходил в Оттаве 3—7 июля. Однако такие крупные события не заканчиваются церемонией закрытия и разъездом участников. После его окончания оргкомитеты продолжают работать, подводя итоги, рассылая участникам материалы конгресса. В скором будущем будет решено, где будет организован новый конгресс, и тогда будут сформированы новые оргкомитеты, которые начнут подготовку новых «Женских миров». Дискуссии о конгрессе продолжаются на Facebook и в других социальных сетях, где участники делятся своими впечатлениями и мнениями о конгрессе. Благодаря интернет-технологиям глобальное событие превращается в глобальный процесс.

Глобализация является основной темой для обсуждения «Женских миров» 2000-х годов, включая последний конгресс. Заглавной темой «Женских миров — 2011» была «Жизнь в глобализирующемся мире: включение, исключение, изоляция». Концепция конгресса предусматривала исследование влияния различных аспектов глобализации, как положительных, так и отрицательных, на положение женщин и женское движение. Каждый день был посвящён отдельной теме, также связанной с глобализацией и борьбой женщин за свои права: «Разрушая барьеры», «Разбивая стеклянный потолок», «Разрывая замкнутый круг», «Меняя правила».

«Женские миры» вполне оправдывают своё название: в этом году в Оттаву съехалось более 2 тыс. участниц из 92 стран со всех частей света. Таким образом, действительно был представлен весь мир, что вполне позволило организовать запланированный диалог между Востоком и Западом, севером и югом. За пять дней было представлено более 800 докладов, так что одновременно шло 25—30 секций. В действительности далеко не все доклады были посвящены теме глобализации: большинство участниц делились проблемами своих региональных или местных сообществ, но после слушания докладов становилось очевидно, что в современном мире на всех континентах, независимо от уровня развития стран, действительно протекают сходные процессы и возникают одни и те же проблемы, которые одинаково отражаются на женщинах и гендерных отношениях.

Как я уже писала в статье «Город женщин», проведение конгресса в столице Канады повлияло на географическую представленность делегатов и, соответственно, на тематику. Наибольшее количество делегатов было из стран Северной и Южной Америки, хорошо представлены были страны Британского содружества, к которым относится и Канада, было достаточно много докладчиц из стран Азии и Африки, получивших тревел-гранты Фонда солидарности. Европа была представлена значительно слабее, практически не было представлено постсоветское пространство. Но в этом были свои плюсы, по крайней мере для нас: это давало возможность познакомиться с современными процессами в регионах удалённых и менее известных, сравнить их с тем, что мы видим вокруг в повседневности.

Глобализация делает мир открытым и во многом стирает границы, приводя к массовым миграционным потокам, протекающим на всех континентах. Мы хорошо знакомы с проблемами мигрантов в нашей стране, но редко задумываемся о том, что эти проблемы возникли относительно недавно в результате включения России в глобальные экономические процессы. Повсюду население из более бедных стран стремится на заработки в более благополучные, которые нуждаются в дополнительной рабочей силе для заполнения вакансий, непривлекательных для коренного населения принимающих стран, поэтому необходимо оценить положительные и отрицательные стороны трудовой миграции как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. Программа конгресса показала, что эта проблема является актуальной для большого количества национальных и международных исследовательских центров и институтов, которые оказывают поддержку исследованиям в этой сфере.

Меняется подход к исследованиям миграции, которые всё больше концентрируются на изучении культурного и исторического багажа мигрантов: откуда они приехали, какие традиции и ценности принесли с собой. Большое внимание уделяется проблемам межкультурной коммуникации между мигрантами и коренным населением. На конгрессе было представлено несколько долгосрочных исследовательских проектов, посвящённых изучению влияния миграции на жизнь местных сообществ. Канадский проект «Возрождение рыболовецких сообществ острова Ньюфаундленд» был посвящён изучению способов сохранения молодёжи в рыбацких посёлках.

Исследование мотивов молодёжной миграции выявило целый ряд проблем, которые до боли знакомы и нам:

— нет возможности получить хорошую работу;

— сезонное трудоустройство, организуемое местными властями, не даёт возможности заработать, не предлагает интересных вакансий и поэтому непопулярно;

— молодёжь не видит для себя перспективы в маленьком посёлке и уезжает туда, где может достичь большего.

Отток молодёжи приводит к старению населения рыболовецких сообществ и их постепенному умиранию. При этом в поисках лучшей жизни уезжают в основном мужчины, тогда как молодые женщины менее мобильны вследствие семейных обязанностей. Однако достаточно часто наблюдается обратная тенденция. По данным ООН, около 100 млн мигрантов — это женщины. В целом в мире женская миграция практически равна мужской. На этой же сессии «Женская трудовая мобильность в глобальном контексте», где было представлено исследование о социальных и экономических проблемах сообществ Ньюфаундленда, рассматривались проблемы влияния иммиграции на жизнь местных сообществ Исландии, на сей раз в фокусе внимания оказалась сфера приватного: смешанные браки исландцев и филиппинок, которые часто заключаются в результате знакомства по интернету или через брачные агентства.

Как показали доклады на других сессиях, посвящённых миграции, в миграционных потоках из Азии женщины занимают всё большее место. Население этого континента активно использует возможности глобализации, мигрируя не только в Европу, США и Канаду (в провинции Британская Колумбия 30% населения — выходцы из Азии), но и в Австралию и Новую Зеландию. Ещё один крупный исследовательский проект, посвящённый исследованию женской миграции из Малайзии в Австралию и представленный на сессии «Женщины-мигранты (transnational women) разрушают культурные и образовательные барьеры», показал, что 25% жителей Австралии являются иммигрантами в первом поколении. Миграция из Азии в Австралию превысила миграцию из Европы, и в настоящее время это самая большая группа среди «новых» австралийцев. Несмотря на то что малайские мигранты первоначально начинают с нижних ступеней карьерной лестницы, многие из них впоследствии оказываются вполне успешными. Однако процесс интеграции в новое общество является достаточно сложным и болезненным вследствие различий в культурных традициях и системе ценностей. Женщины в этой ситуации часто выполняют функции хранительниц этнических и семейных традиций.

Значительная часть женщин-мигрантов, приезжающих в развитые страны из третьего мира, оказывается задействована в сфере заботы, т.е. в неформальном секторе. Доклады, посвящённые проблемам этих женщин, заставили вспомнить исследования Гендерной программы факультета политических наук и социологии Европейского университета о коммерциализации заботы путём приобретения услуг нянь и домработниц, многие из которых также являются мигрантками. Однако на конгрессе в основном поднимались вопросы, связанные с дискриминацией мигранток, занятых в качестве домашней прислуги и нянь, поскольку они находятся в полной зависимости от хозяев, фактически на положении рабов. Именно в неформальном секторе сосредоточена основная часть нелегальных иммигрантов.

Женщины-мигрантки часто становятся также объектами сексуального насилия и эксплуатации, поэтому на конгрессе проблема миграции была тесно связана с проблемами трафика и проституции. Проституция не является добровольным выбором, это скорее результат отсутствия выбора и альтернативных возможностей. Поэтому докладчики выступали против легализации проституции и за принятие законов, запрещающих потребление сексуальных услуг. Eve (Formally exploited women now Educating) — канадская организация, борющаяся с проституцией в Канаде, — распространяла обращение к правительству Канады с требованием принятия закона о проституции, основанного на так называемой Северной законодательной модели: законах, принятых в Скандинавских странах.

Там проституция рассматривается как форма мужского насилия в отношении женщин и предусматривает наказание за использование платных сексуальных услуг. В Швеции, Норвегии, Исландии принятие таких законов привело к сокращению проституции. С этих же позиций выступает Коалиция женщин Азии за уничтожение проституции, защищающая права женщин, эмигрировавших в Канаду из стран Азии. Азиатские страны признаны ООН как источник международной работорговли и проституции, в то время как страны Северной Америки и Европы являются странами-реципиентами. Однако рост проституции наблюдается повсеместно. Феминистки также связывают это с глобализацией, негативные последствия которой сказываются на женщинах в большей степени, чем на мужчинах.

Феминистская критика глобализации, основанная на теории постколониализма, часто звучала на конгрессе, особенно в докладах представительниц стран Азии и Африки. С точки зрения феминистских исследовательниц, глобализационные процессы оказывают влияние на гендерное разделение труда и приводят к множественной дискриминации женщин развивающихся стран. Программы развитых стран, международных организаций и фондов по нивелированию отрицательных последствий глобализации в странах третьего мира недостаточно эффективны и не способствуют серьёзному улучшению жизни населения. Презентаций таких программ также было очень много на конгрессе. Неслучайно самой многочисленной по количеству докладчиков и слушателей оказалась сессия «Критика основных направлений политики западных стран в отношении стран третьего мира», которая шла полный день и сопровождалась горячими дискуссиями.

Кризис усугубляет отрицательные последствия глобализации и ухудшает положение женщин даже в развитых странах. Как я уже писала в предыдущей статье о конгрессе, Канада была не случайно выбрана принимающей страной «Женских миров», так как считается одним из лидеров в проведении политики гендерного равенства. Однако канадские участницы неоднократно упоминали о том, что с наступлением кризиса правительство стало сворачивать гендерные программы, хотя в условиях возрастающей в связи с кризисом конкуренции на рынке труда экономическое положение женщин ухудшается. Российские женские организации, ищущие поддержки своих проектов в российских и западных фондах, также хорошо знакомы с проблемой сокращения финансирования гендерных проектов. В условиях кризиса проблемы гендерного равенства начинают рассматриваться как менее важные, это также глобальная тенденция.

Даже в Швеции, которая имеет репутацию «страны победившего феминизма», сохраняется гендерная дискриминация, в том числе в академической среде. Несмотря на то что в каждом университете присутствует омбудсмен по гендерному равенству, академическая среда по-прежнему остаётся «мужским клубом», особенно в сфере высшего управления. Ситуация, также хорошо знакомая любой женщине, работающей в университете или академическом учреждении в России.

Что может противопоставить феминизм глобализации, кризису и сохраняющейся дискриминации? Оружие то же, что и у первых феминисток: солидарность, единство действий и инициатива снизу (grassroots activism). Неслучайно на заключительном пленарном заседании участницы скандировали: «Solidarity! Solidarity!» (Солидарность!) Лозунг, провозглашённый лидерами женских комитетов профсоюза металлистов, был подхвачен другими присутствующими в зале. Канадские профсоюзы были в числе основных спонсоров конгресса. Вообще профсоюзы и левые организации были достаточно широко представлены на конгрессе, так же как и трактовка происходящих процессов с позиций социалистического феминизма, что также может считаться вполне закономерной реакцией на кризис.

Сам по себе сбор в одном месте более чем 2 тыс. ярких женщин-лидеров со всего мира, являющихся единомышленницами, несмотря на разногласия в частностях, и ставящих перед собой единые цели, несмотря на их региональную специфику, был впечатляющим свидетельством того, что международное женское движение является активной составляющей глобального гражданского общества. Проcматривая материалы конгресса при подготовке этой статьи, я укрепилась во мнении, что в ближайшем будущем мы можем ожидать новой, четвёртой волны феминизма, которая ответит на вызовы глобализации.

Материал подготовлен в рамках программы «Гендерная демократия» Фонда им. Генриха Бёлля






Статьи по теме:







Источник: http://www.chaskor.ru


Posted on March 10, 2016


Ой, мамочки!

Вообразите мир, где всем и вся управляют женщины, а мужчины работают на полставки, регулярно ходят в солярий, безнаказанно пьют пиво в компании друзей и смотрят футбол, обняв любимую чихуахуа… Слово матриархат произошло от соединения греческих корней «мать» и «власть».


Posted on May 21, 2013

Матвиенко пообещала России матриархат

Матвиенко пообещала России матриархат 16:44 / 14.03.2012 Через несколько лет ведущие роли в российской политике будут играть женщины, уверена председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.


Posted on September 12, 2011