Вирджиния Вульф





Вирджиния Вульф

Двадцатый век подарил нам немало выдающихся писателей, создавших совершенно новые направления и жанры литературы. Среди них  — англичанка Аделина Стивен, известная миру как Вирджиния Вульф

На протяжении многих столетий литературное творчество, впрочем как и многие другие виды человеческой деятельности, считалось занятием чисто мужским; женщине отводилась роль любящей матери и кроткой жены, но никак не создателя интеллектуальных трудов. Лишь в XVIII веке благодаря многолетней и упорной борьбе за гендерное равенство женщины получили доступ к литературному Олимпу. Большую популярность в это время завоевали сентиментальные романы Жорж Санд, Джейн Остин, Шарлотты и Эмили Бронтейн. Основной темой их произведений стала любовь во всех ее проявлениях, что в последствии сыграло с «женской» литературой злую шутку – даже самое просвещенное общество XIX столетия относилось к ней с иронией и легким пренебрежением. Сложная задача разрушить устоявшиеся представления и раскрыть своеобразие женского взгляда на мир выпало на долю Вирджинии Вульф, чье творчество не теряет своего уникального очарования и актуальности даже сегодня.

Аделина Вирджиния Стивен появилась на свет 25 января 1882 года в престижном районе Лондона — Кенсингтоне. Ее отец, преуспевающий критик, философ и историк литературы, был вхож в высшее общество и поддерживал знакомство со многими выдающимися деятелями искусства викторианской эпохи. Неудивительно, что дом Стивенов стал одним из известнейших литературно-художественных салонов Лондона, в котором обсуждали печальную судьбу Оскара Уайльда, кризис импрессионизма, теорию бессознательного Зигмунда Фрейда и концепцию сверхчеловека Фридриха Ницше. С самого рождения Вирджиния (она предпочитала использовать свое второе имя) была окружена книгами и большую часть времени проводила в отцовской библиотеке. Счастливое время закончилось, когда девочке исполнилось тринадцать. Сначала она пережила чудовищную попытку изнасилования: двое подвыпивших кузенов напали на нее прямо в доме. Всю оставшуюся жизнь Вульф испытывала неприязнь к мужчинам и особенно к физической стороне отношений с ними. Вскоре после этого умерла мать Вирджинии. У девочки начались затяжные депрессии, она несколько раз пыталась покончить с собой. Кроткая и впечатлительная, она не училась в университете, но благодаря отцу и собственной любознательности получила прекрасное образование.

VirginiaWoolfПосле смерти отца в 1904 году Вирджиния перебралась в новый дом, где создала некое подобие литературного салона своих родителей. Она попробовала себя в литературе  — и довольно успешно. В 1907 году вместе с друзьями создала «Блумсберийскую группу», которой вышло немало выдающихся писателей, поэтов, философов, — центр модернистского художественного движения Великобритании. Все вместе они провозглашали идеалы дружбы и любви, искренности и подлинной человеческой свободы. Их девизом стали слова писателя Э. Форстера: «Ничто не заменит общения».

В 1912 Вирджиния познакомилась со своим будущим мужем, критиком Леонардом Вульфом. Их брачные узы продержались 30 лет и стали образцом взаимоуважения и эмоциональной поддержки, хотя физической близости между супругами не было. Тем не менее молодая женщина мечтала о детях, что негативно сказывалось на ее психическом состоянии. Преодолевая постоянные приступы депрессии, она написала свой первый роман  — «Путешествия», получивший признание в литературном мире Англии. С этого времени Вульф решила посвятить всю свою жизнь творчеству. «Этот туманный мир литературных образов, похожий на сон, без любви, без сердца, без страсти, без секса — именно этот мир мне нравится, именно этот мир мне интересен», — так она писала о своей главной страсти. В 1922 году Вирджиния познакомилась с аристократкой и тоже писательницей Витой Сэквилл-Уэст. Вспыхнувшая между ними дружба неожиданно переросла в любовь. Вирджиния Вулф эмоционально всегда тянулась к женщинам, так что в этом не было ничего удивительного. Их роман продолжался около 10 лет, и после его завершения Вульф больше не позволяла себе такого чувства, как любовь, до конца своей жизни. При этом муж писательницы, хоть и не разделял увлечений своей супруги, не мешал столь сильному чувству и сохранил брак.

20-е годы заслуженно считаются периодом расцвета творческих способностей Вульф. Именно в это время из-под ее пера вышли романы «Комната Джейкоба», «Миссис Дэллоуэй», «На маяк», «Орландо». Написанные живым и ярким языком, они поднимали много важных вопросов человеческого бытия, хотя понять их было довольно сложно. Так, роман «Орландо» был написан в жанре фантасмагорической биографии, где жизнь эфемерного главного героя, становящегося то мужчиной, то женщиной, продолжается в течение трех веков; «На маяк» в мельчайших подробностях повествовал об одном дне из жизни большой английской семьи, причем повествование резко переходило от одного героя к другому, преломляясь в призме субъективного восприятия мира. Рассказывая о своих персонажах, Вульф буквально сливалась с ними, начинала дышать и думать, как они. Уникальность ее произведений подчеркивал особый стиль, известный как «поток сознания», обеспечивающий непосредственное воспроизведение ментальной жизни путем передачи множества переживаний, мыслей и ассоциацией индивида. В ХХ веке «поток сознания» стал основным художественным методом таких мастеров литературы, как Джемйс Джойс, Марсель Пруст, Франц Кафка — и, конечно же, Вирджиния Вульф. Каждый новый роман встречался шквалом критики: прозу Вольф считали слишком сложной, даже слишком «умной» для простого читателя. Отчасти это действительно так: Вирджиния была невероятно требовательна к себе и своим работам, переписывала романы десятки раз. При этом она вела активную переписку с родными и друзьями и подробный дневник (позже они будут опубликованы). Ее психическое состояние с годами становилось все хуже: писательницу преследовали страшные головные боли, бессонница, галлюцинации и голоса. Негативные отзывы критиков и читателей выводили ее из себя, погружали в депрессию, что в конечном итоге привело к новой попытке самоубийства — к счастью, неудачной.

В 30-е годы Вульф продолжила свои эксперименты с «потоком сознания», публикуя новые романы и эссе. Она стала знаменитым борцом за права женщин  — сегодня ее считают одной из основательниц современного феминизма. Не имея собственных детей, Вирджиния страстно привязалась к многочисленным племянникам. Любимым из них был Джулиан — подающий большие надежды поэт, которого Вульфы воспринимали как родного сына. Он погиб на Гражданской войне в Испании — и эта смерть нанесла непоправимый урон хрупкой психики писательницы. С началом Второй мировой ее состояние ухудшилось. Врачи настаивали на лечении в психиатрической клинике, но Вирджиния отказалась.

После ночной бомбардировки Лондона в начале 1941 года был разрушен дом писательницы, сгорела библиотека, едва не погиб любимый муж — все это окончательно расстроило ее нервную систему. Вульфы вынужденно перебрались в город Родмэлл в графстве Сассекс, где и произошла последняя трагедия их маленькой семьи: не желая, чтобы остаток своей жизни муж провел в заботах, связанных с ее помешательством, Вирджиния Вульф решилась на отчаянный поступок. 28 марта 1941 года писательница надела пальто, наполнила карманы камнями и бросилась в реку. В предсмертной записке, оставленной для мужа, она написала: «Я не думаю, что в этом мире кто-то был бы счастливее, чем были мы».

Литературное наследие Вирджинии Вульф включает в себя около десяти романов, сотни рассказов, десятки эссе и дневников, тысячи писем. Всю свою жизнь писательница боролась с собственной болезнью  — и создавала действительно талантливые, умные и смелые произведения. Ее творчество, вошедшее в историю как образец модернистской литературы первой половины XX века, сформировало совершенно новый, уникальный стиль повествования. Сама Вульф говорила: «У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната». Хорошо, что у нее было и то, и другое.







Источник: http://gazeta39.ru


Posted on February 10, 2016


Матриархат возвращается

Уже через десять лет женщин-бизнесменов и женщин-руководителей будет больше, чем мужчин Финансовая элита Великобритании уже на 47 % женского пола. Сразу несколько авторитетных компаний, таких как Data Monitor, Deloitte и Barclays Wealth Management, выступили с прогнозами: женщины стремительно опережают мужчин в образовании, карьерном росте, строительстве собственного бизнеса.


Posted on October 30, 2009

AFP: "Масштабы миграции мужского населения из Армении устрашают - в деревнях матриархат"

AFP: "Масштабы миграции мужского населения из Армении устрашают - в деревнях матриархат" Миграция из Армении в последнее время волнует ведущие мировые СМИ. Об этом можно судить по публикациям в прессе.


Posted on August 2, 2011

Философия феминизма и культура

Феминизм в настоящее время сформировался как альтернативная философская концепция социокультурного развития . В течение очень долгого времени он существовал как идеология равноправия женщин и как социально-политическое движение .


Posted on January 15, 2010